Об этом сообщает «КТРК» со ссылкой на The Conversation
В последние десятилетия вопрос о том, как должна развиваться система образования в условиях технологических изменений, стал особенно актуальным. Одним из центральных вопросов в этой области является влияние искусственного интеллекта (ИИ) на образовательные практики и подходы. В свете новых технологий философы и педагоги обращаются к идеям прошлого, пытаясь адаптировать их к современным вызовам.
Технологии всегда влияли на развитие образовательных процессов, однако с приходом ИИ произошел качественный сдвиг. ИИ больше не просто инструмент, а становится самостоятельным агентом, способным принимать решения. Это порождает новые вопросы, связанные с оценкой знаний, этическими аспектами использования технологий и изменением самой концепции образования.
ИИ как агент изменений
Многие эксперты утверждают, что ИИ изменяет не только образовательные процессы, но и наше восприятие технологий в целом. Как подчеркивает историк Юваль Ной Харари, ИИ следует рассматривать не как инструмент, а как самостоятельного агента. Это новая форма взаимодействия человека с машиной, в которой ИИ не просто помогает в решении задач, но и принимает участие в их формулировке. Эта концепция кардинально меняет подходы к обучению, требуя от преподавателей нового понимания своих ролей и задач.
Однако столь быстрое внедрение ИИ в образовательные процессы вызывает обеспокоенность. Преподаватели сталкиваются с необходимостью адаптировать свои методы, чтобы предотвратить «мошенничество» со стороны студентов, использующих ИИ для выполнения заданий. В то же время это ставит под сомнение саму систему оценки, которая часто фокусируется на результате, а не на процессе обучения. Нужно ли в условиях ИИ пересматривать саму цель образования?
Проблемы оценки и учебных методов
Сегодня система образования во многом ориентирована на сортировку студентов по уровням знаний с целью подготовки их к карьерному росту в меритократическом обществе. Эта логика становится все менее актуальной в эпоху ИИ, который может выполнять многие задачи быстрее и точнее человека. Поэтому важно переосмыслить, что такое образование и зачем оно нужно. Вопросы «для чего мы учим?» и «как учить?» становятся ключевыми.
Профессор компьютерных наук Марк Дэйли предлагает взглянуть на проблему с другой стороны: вместо того чтобы искать способы использования ИИ для борьбы с «обманом» студентов, нужно сосредоточиться на причинах такого поведения. В чем заключается суть образовательного процесса, если учащиеся считают, что важно не само знание, а его количество и формальная оценка? Чтобы исправить ситуацию, требуется гораздо более глубокий подход к обучению, который будет учитывать не только знания, но и способность студентов к критическому мышлению и самостоятельному анализу.
Новые принципы образования в условиях ИИ
Международные образовательные организации, такие как OECD, признают необходимость изменений в подходах к обучению. Включение в образовательные программы навыков глобальной компетенции, критического мышления и личной ответственности за свои действия стало важной частью новых образовательных стандартов. Это требует пересмотра традиционных подходов, ориентированных только на достижения в учебе и подготовку к карьере.
Однако несмотря на эти прогрессивные изменения, многие образовательные системы все еще ориентированы на «сортировку» студентов по уровням знаний, что по сути превращает образование в процесс подготовки кадров для экономики. Важно развивать не только умение применять знания, но и способность участвовать в глобальном обществе, решать актуальные проблемы, такие как изменения климата, социальная справедливость и цифровая этика.
Образование как убежище для раздумий
Образование в эпоху ИИ должно стать не только средством передачи знаний, но и местом для размышлений о будущем. В условиях постоянных изменений в мире и технологических преобразований важность воспитания критического и самостоятельного мышления становится очевидной. Учебные заведения должны стать местами, где учащиеся учатся не только добывать знания, но и понимать, как эти знания можно использовать для создания более справедливого и устойчивого мира.
Марио Ди Паолантонио, исследователь в области образования, предлагает рассматривать школу как «уникальное человеческое жилье», где создается пространство для размышлений, обмена идеями и обсуждения важных вопросов. Это убежище для мысли должно быть нацелено на сохранение и передачу знаний, которые будут актуальны для будущих поколений.
Итак, образование в эпоху ИИ должно выходить за рамки старых методов и стать пространством для формирования ответственного отношения к миру, для развития способности быть активным участником изменений и для созидания будущего.
Напомним, ранее мы писали о том, что молекулярные роботы на основе ДНК начали работать внутри живых клеток.